В своей предыдущей статье Стадии развития личности я познакомила Вас с основными этапами развития, которые проходит человек на пути взросления. В этой статье мы рассмотрим первый этап и связанные с ним проблемы более подробно. А также заострим внимание на том, какой тип личности формируется в условиях застревания человека на первом этапе развития, получившем название оральной стадии.
Типология личности, описанная З. Фрейдом тесно связана с соответствующими стадиями развития человека. Какой тип личности будет в дальнейшем преобладать у человека, зависит от того, на каком этапе у него произошла психологическая фиксация, а также от того, в каком психологическом контексте происходили события.
Оральная стадия:
Это период, когда основная задача только что родившегося человечка сводится к тому, чтобы обеспечить свое существование путем поглощения материнского молока. И сосательные движения, производимые ртом — это пока наибольший труд, на который способен ребенок. А это действительно труд, поскольку чтобы высосать молоко, ему нужно приложить значительные усилия. При этом работают не только губы, но и язык и глотка. Получая такое важное для жизни питание, младенцы получают чисто физическое удовольствие. Таким образом, зона рта становится инструментом и источником физического и психологического чувства удовольствия. А сосательные движения закрепляются как способ получения удовольствия.
Рот закрепляется как важная эрогенная зона в более взрослом возрасте. Это находит выражение в поцелуях и не так уж редко встречающемся желании припасть к груди партнера, совершая все те же сосательные движения. И хотя часто это желание мотивируют стремлением доставить удовольствие партнеру, зачастую сами движения носят навязчивый, агрессивный характер, доставляя боль вместо удовольствия.
Что касается несексуальных форм поведения, то стремление получать удовольствие через рот проявляется в жевании сосательной резинки, сосании леденцов, сосании и погрызывании колпачков ручек, курении, обкусывании ногтей, переедании, облизывании и жевании губ и других подобных манипуляциях, связанных со ртом.
Поскольку в это время младенец полностью зависит от окружающих, в первую очередь, от матери, то именно на этом этапе происходит закладывание основных базовых установок личности, таких как зависимость — независимость, ощущение доверия к людям и к миру в целом, чувства наличия опоры в окружающем мире.
Поскольку младенец не отделяет себя от матери, то он изначально воспринимает материнскую грудь как часть себя. Себя же он видит центром вселенной, чьи желания должны моментально исполняться. Со временем это проходит, и ту психологическую функцию, которую имела для младенца материнская грудь, более взрослый ребенок перенесет на какую-то часть своего тела. Как правило, это язык или пальцы рук, которые замещают первоначальный объект получения удовольствия и чувства безопасности на гораздо более доступный. В дальнейшем ребенок, чувствующий себя неуверенно, либо недополучающий необходимой ему материнской заботы будет прибегать к самоуспокоению, посасывая свой собственный палец. А взрослый для этой же цели использует сигарету и другие предметы.
Важным моментом для дальнейшего развития психики ребенка является процесс отлучения от груди. Чем более рано он прошел, когда потребность в заботе, стабильности и опоре еще не удовлетворена полностью, тем более значимы будут его последствия для психики ребенка. Здесь важен не столько временной интервал, как таковой, сколько субъективное ощущение ребенком потери, глубины и силы его горя. В идеале, дети сами постепенно отказываются от груди, постепенно переходя на питание овощными пюре и т.п. смесями.
Теперь давайте более подробно рассмотрим типы личности, которые формируются на этой стадии развития.
Орально-пассивный тип личности формируется тогда, когда ребенок получал недостаточно любви и заботы со стороны матери, либо когда получал их сверх всякой меры. Материнская любовь и забота проявляется в т.ч. в том количестве молока, которое мать могла дать своему ребенку.
Человека с данным типом личности характеризует веселый и оптимистичный нрав, он, как правило, настроен на лучшее, склонен не замечать трудностей, и оказывается не готов к их преодолению. Он ожидает от окружающих материнской заботы о себе, наивно полагая, что они будут решать его проблемы. А когда реальность противоречит его ожиданиям, то не может понять, как это произошло, почему так, и что теперь делать.
Это очень зависимый тип личности. Он ищет постоянного одобрения своего поведения со стороны окружающих. Кроме того, что он незрел и пассивен, он еще и крайне доверчив и легко поддается чужому влиянию. Не способный хорошо сам о себе позаботится, он стремится найти человека или группу, которые возьмут на себя эту задачу, психологически замещая ему мать. Поэтому такие люди часто становятся адептами различных сект, пассивными членами молодежных и не очень движений и т.п. сообществ.
Орально-агрессивный тип личности формируется тогда, когда фиксация происходит на втором этапе оральной стадии развития, когда у ребенка появляются зубы. Теперь с их помощью он получает более весомый инструмент выражения своего неудовольствия. Когда мать не сразу подходит к ребенку,долго отсутствует в комнате или не полностью сосредоточена на процессе кормления, он может выражать свое неудовольствие, покусывая грудь. Иногда эти укусы весьма болезненны, вплоть до прокусывания материнских сосков до крови.
Подобно младенцу, повзрослевший человек, застрявший на этой стадии психологического развития, будет покусывать окружающих, но уже не зубами, а словесно. Это будет находить свое выражение в любви в спорах, сарказме, постоянных шпильках и подколках. Вообще же, для этого типа весьма характерна чрезмерная речевая активность и стремление самоутвердиться за счет своих ораторских навыков. Такой человек может затевать спор ради самого спора, ради возможности просто продемонстрировать собственное превосходство.
В отличие от первого, в характере этого типа будет преобладать пессимистический настрой. Он весьма циничен по отношению ко всему, что его окружает. Других людей он будет стараться использовать для исключительно удовлетворения собственных нужд. Кроме того, в нем ярко выражено стремление доминировать, подчиняя себе всех тех, кто не может ему противостоять.
О других типах характера, которые выделяет фрейдистская типология личности, мы поговорим в следующих выпусках. Так что следите за обновлениями сайта.
Интересная статья, много нового узнал. Спасибо!
Весьма познавательно, а как это можно использовать практически?
Практически это дает понимание того, что с нами происходит. А тот, кто понимает процесс, может на него влиять.
Не верю я дедушке Фрейду. Много неправды в его трудах. Я доверяю больше Ч. Ломброзо
Верить или нет — личное дело каждого. Но на страницах своего сайта я не даю просто обзорные теории, а делюсь только тем, что находит свое подтверждение в жизни. А оральный тип фиксации встречается у нас чаще всего. Так что, решайте сами, как к этому относиться. Отмахнуться от информации, как от ненужной и неприменимой в жизни, либо увидеть в ней здравое зерно.
Следует быть аккуратней делится своей наблюдательностью — она может быть не точна или неполна.
«Теперь с их помощью он получает более весомый инструмент выражения своего неудовольствия. Когда мать не сразу подходит к ребенку,долго отсутствует в комнате или не полностью сосредоточена на процессе кормления, он может выражать свое неудовольствие, покусывая грудь. Иногда эти укусы весьма болезненны, вплоть до прокусывания материнских сосков до крови.» — только тогда когда ребенок может психически отделять себя от матери, но эти покусывания также могут указывать на то, что младенец пытается утвердить себя.
Подробнее можете проочитать в книге «психоаналитические теории развития».
про все виды написали на сайте а где про генитальный характер ?интересно будет почитать
См. статью Типология Фрейда. Генитальный характер.
В этой статье написано, что в идеале ребенок сам постепенно отказывается от груди. А как быть если ребенок действительно сам отказался от груди, но в 2-2.5 года. Ведь тот примерный период оральной стадии (от рождения до 1.5 лет) он уже перешел. Так произошла задержка или нет на этой стадии?
Речь идет не о задержке психического развития, а о фиксации, т.е. чрезмерной вовлеченности. Сроки, которые указаны в статье не являются жесткими, и могут варьировать у разных детей. Важнее то, насколько поведение ребенка свидетельствует о подобной фиксации. Опять же, оральная фиксация в той или иной степени характерна для многих людей, и не нужно зацикливаться на этом. Просто нужно помнить о возможности подобного искажения в психике и не подкреплять его, а пытаться корректировать. Так, людям с оральной фиксацией категорически нельзя делать из еды культ, и мамы должны проявлять свою любовь как-то иначе, а не путем закармливания ребенка разными вкусностями.
Спасибо, теперь понятно.