Техника критики, основанная на конструктиве.

Часто мы попадаем в ситуацию, когда необходимо высказать критическое замечание. И при этом сделать это так, чтобы человек не обиделся, а «намотал на ус». Ведь, мы хотим, чтобы человек изменил что-то в своем поведении, а не пошел пить валерианку после разговора с нами. Оптимально провести сложный разговор и добиться необходимых результатов нам поможет нижеприведенная техника критики. Вы узнаете не только то, как правильно критиковать кого-то другого, но и как самому лучше всего выдерживать критику со стороны. Для этого необходимо знать правила конструктивной критики. Но их нужно не только знать, но и применять на практике, отрабатывая навыки на окружающих нас коллегах, близких и друзьях. В общем, «тренеруйтесь на кошках».

Основные правила критики таковы:

1. Чтобы уменьшить удар, наносимый критикой самолюбию человека, начинайте с похвалы, с  того, что отмечаете его достоинства, что он сделал правильно, что Вам нравится. После такого словесно-эмоционального поглаживания, можно переходить и к предмету критики. При этом помните, что достоинства не должны быть мнимыми, надуманными, а Ваши слова содержать негативный подтекст или скрытую иронию. Похвала должна быть искренней и, конечно, связанной с содержанием дальнейшей критики.

2. Если похвала может быть генерализованной, типа «Ты молодец!» ,  то критика должна быть как можно более конкретной, точечной, минималистичной, если хотите. Т.е. не «Ты дурак и все неправильно делаешь!», а «Вот здесь сделано не совсем правильно, обрати внимание вот на это, здесь лучше сделать так…» Т.о., мы как бы сводим проступок или неудачу не к размеру вселенской катастрофы, а низводим до уровня решения технической задачи и поиска оптимального варианта ее реализации.

3. При этом, критикуя, лучше сразу давать варианты выхода из сложившейся ситуации, возможные решения, либо задавая их самостоятельно, либо, путем постановки вопросов подводя к правильному решению. Второй вариант предпочтительнее, т.к. стимулирует «мозговую деятельность» критикуемого, т.е. заставляет его думать. А решение, найденное самостоятельно,  не только воспринимается лучше, без внутреннего сопротивления, но и поднимает самооценку.

4. После того, как Вы сделали все критические замечания и сформировали у своего визави не только должную степень осозная всей тяжести проступка/ масштаба негативных последствий, но и наметили совместно пути выхода из ситуации, можно переходить к третьей, заключительной части. Теперь нужно опять похвалить человека, подбодрить его, выразить надежду, что он справится со сложившейся ситуацией. Т.е. соблюдайте принцип бутерброда, когда горькую пилюлю критики Вы с двух сторон «оборачиваете» сладкой оболочкой похвалы. Глядишь, пилюля и не такая горькая, а результат достигнут — противное, но такое необходимое для профилактики рецидивов лекарство доставлено по адресу.

  5. Помните, что на протяжении всего разговора с Вашей стороны должен соблюдаться положительный эмоциональный фон или же нейтральный. Во время критики также лучше выдерживать нейтральную позицию, как бы информируя человека, но не высказывая ему притензий, не делая его виноватым. Если не соблюдать этот принцип и вести разговор на повышенных тонах, то у человека включится защитная реакция, и вместо того, чтобы искать выход из ситуации, он будет искать оправдания (причины, обстоятельства, других людей). Может возникнуть и такая ситуация, когда критикуемый сам перейдет в атаку, припоминая Вам Ваши старые промахи. В итоге конструктивный диалог перейдет в обмен взаимными колкостями, а ситуация так и останется нерешенной.

6. Ни в коем случае не переходите на личности! Говорите о действиях, поступка ситуациях, но не о самом человеке, как неспособном, ленивом, глупом и т.п.

7. Избегайте генерализованных слов и выражений, типа никогда, всегда, все, никто и т.п. Они воспринимаются как явное приувеличение далекое от истинны, и всегда находятся аргументы, чтобы опровергнуть такой тезис.  Например: «Ты мне никогда не помогаешь!» — «Как же, я только вчера выносил мусор!» Дальше начинается перебранка, а дело стоит…

8. Критикуйте только по данному конкретному поводу, избегайте воспоминаний о прошлых проступках и ошибках.

9. Не используйте в качестве аргументов для обоснования критики, мнения других людей.  «Моя мама мне говорила, что ты..». Это не только уводит разговор далеко от сути, но и сосздает дополнительный негатив.

10. Никогда не критикуйте публично! Публичная критика, дажа высказанная в мягкой форме, наносит непоправимый ущерб самолюбию человека.

11. Оставляйте человеку «свободу для маневра». Не  отвергайте его позицию сходу, как неправильную. Даже если вы не согласны, выслушайте человека и попытайтесь его понять. А вдруг в этом есть доля истины?

12. Если в ходе критики оказалось, что Вы сами не правы, признайте это. Человеку свойственно ошибаться, и Вам тоже. Признавая свои недостатки, Вы показываете своему оппоненту положительный пример. Кроме того, психологически это сближает, сокращая дистанцию между двумя неидеальными людьми.

13.  Старайтесь использовать различные формы критики в зависимости от особенностей человека и возникшей ситуации. Критику можно выразить в виде упрека, замечания, опасения, сопереживания, надежды, похвалы, вызова, намека, требования и др.

14. Помните, когда человек находится в состоянии эмоционального возбуждения, то он плохо понимает, что ему говорят. Поэтому не допускайте, чтобы Ваш оппонент впал в такое состояние. А если это все же произошло, старайтесь делать большие паузы между наиболее важными словами или фразами, чтобы дать возможность нужной мысли «пробраться» через пелену эмоций.

15. Знайте, что у вас есть минута времени, чтобы высказать основную критическую мысль. Дальше у человека включатся защитные механизмы, и он будет не Вас слушать, а искать контраргументы. поэтому не зацикливайтесь на мелочах, делайте акцент на главном.

16. Не ждите, что человек сразу признает свои ошибки — часто ему нужно время, для того, чтобы все обдумать, «пропустить через себя», убрать внутреннее сопротивление, привыкнуть к новой мысли и т.п.

 17. Давайте возможность критикуемому «сохранить лицо». Это повлияет не только на ход текущего разговора, но и поможет сохранить хорошие отношения в будущем.

Критикуя кого-то, не забывайте, что и сами Вы не идеальны и можете допускать ошибки, а значит должны уметь правильно воспринимать чужую критику.

Если Вас критикуют, помните:

1. Если человек не поленился выделить время и силы для того, чтобы Вас покритиковать, значит для него важны Вы и/ или то, что Вы делаете. А значит, Вы, в свою очередь можете оказывать на него влияние. Вы значимый человек!

2. Если Вас критикуют, то значит верят в то, что Вы способны исправиться. А иначе зачем попусту «разоряться»?

3. Критика — это повод лишний раз взглянуть на ситуацию со стороны, увидить ее глазами другого человека. Т.о. можно сделать далеко идущие выводы: что это за человек, чего он хочет, с какой целью он это говорит, к чему хочет Вас побудить, что стоит за его точкой зрения. Относитесь к критике как к способу, правда не совсем приятному, получить большую информацию, приобрести новый опыт, развить навык самообладания.

4. Когда Вы можете «сохранить лицо» при любой, даже очень жесткой критике, это вызывает уважение как у самого критикующего, так и у невольных свидетелей сцены, и, в конце концов, у Вас самих. Выдержать бой с минимальными потерями — это дорогого стоит.

5. Если критикующий не прав в своей позиции, аргументах либо форме их изложения, то это становится заметнее, когда Вы в противовес максимально спокойны и корректны. Такой контраст позволяет заострить недостатки оппонента и подчеркнуть Ваши достоинства.

6. Помните, что из любой, даже очень неконструктивной критики, можно сделать полезные выводы. Чтобы снизить значимость ситуации, можно относиться к ней как к своего рода игре, где злой Бармалей нападает на беззащитного малыша, но малыш оказывается не столь уж и беззащитным…

7. Критика, высказанная вслух, не позволяет «загать болезнь вглубь», и, если не является частым, обычным явлением, служит хорошей профилактикой более серьезных конфликтов и нарушений взаимодействия. Поэтому относитесь к критике, как к полезной микстуре, не очень приятной, но нужной. Но обращайте внимание на форму изложения критики, настаивайте на ее максимальной корректности.

При желании наладить более конструктивный диалог, можно ввести дополнительные правила, типа красной и желтой карточки в футболе за некорректное поведение. Такие правила позволяют дать вовремя санкционированную обратную связь и снизить накал страстей.

Понравилась статья?

Подпишись на свежие обновления сайта, чтобы первым получать новые статьи себе на почту:

!
Share this post for your friends:
Friend me:
Запись опубликована в рубрике Общение с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *